www.mamboteam.com
Главная arrow Новости arrow Основы массажа и гимнастики ребенка первого года жизни
четверг, 21 сентября 2017
 
 
Покупая товары в Московском интим магазине sexfeast.ru будьте уверены в качестве! . С лечение геморроя и других болезней помогут на proctolog.ua.
Основы массажа и гимнастики ребенка первого года жизни Версия для печати Отправить на e-mail

Стимулирование положением двигательной активности ребенка до 1-го месяца жизни.

  Каждое свое движение ребенок начинает осваивать из определенного  исходного положения. Сразу после рождения таких положений два: лежа на животе и лежа на спине Лежа на спине, ребенок еще не способен держать линию туловища ровно, Голова тоже смещена относительно средней линии и повернута в какую-либо сторону. Рука с лицевой стороны вытянута вперед, рука с затылочной стороны полусогнута и поднята вверх. При повороте головы положение  рук соответственно меняется. Ноги пассивно согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

   Лежа на животе, ребенок также не может держать линию туловища и голову по средней линии, наблюдается  поворот головы в какую-либо сторону. Вес распределен таким образом, что точка опоры расположена в области верхней трети груди, а опора верхних конечностей осуществляется на область плечевых суставов.

     Из этих двух положений ребенок начинает свое развитие. Следовательно, весь период бодрствования он должен равное время находиться на спине и на животе. Ребенка следует переворачивать как можно чаще, что дает ему возможность лучше адаптироваться к окружающей среде.
Следует также помнить, что объем двигательной активности ребенка во многом зависит от положения, в котором он находится. Наибольшая нагрузка приходится когда ребенок находится на животе, далее по убывающей - на спине, вертикальное положение, с соской во рту (за счет тормозного влияния сосательного рефлекса на двигательную активность).
Ребенок еще не умеет держать голову, поэтому носить его следует в горизонтальном положении на спине, обеспечивая надежную опору для головы и туловища.

     Общими задачами ЛФК здорового ребенка первого года жизни являются:
  • укрепление организма ребенка;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • развитие психики, моторики, речи ребенка в соответствии с его возрастным периодом.

     Для осуществления этих задач используются различные средства ЛФК. Основные из них лечение положением, массаж, физические упражнения, закаливающие процедуры.
     Лечебное действие физических упражнений  можно подразделить на четыре основных процесса: стимулирующее, трофическое, компенсаторное, нормализующее воздействие.

   Стимулирующее действие физических упражнений связано с усилением деятельности физиологических систем и с перестройкой их работы. Под влиянием физических упражнений, дозированных в соответствии с состоянием ребенка, повышается сопротивляемость, возрастают защитные силы организма ребенка, сохраняется вес, психомоторное развитие, ребенок не отстает в росте от своих сверстников.

    Трофическое действие физических упражнений связано с усилением процессов кровообращения, дыхания и других физиологических систем, обеспечивающих мышечное сокращение и связанные с ним процессы синтеза и ресинтеза макроэргических веществ. ЛФК стимулирует обменные процессы и оказывает тонизирующее воздействие. Нарушения обмена веществ в разной степени встречается при большинстве заболеваний детского организма. Возможность направленного воздействия на эти процессы представляет значительный интерес.

     Компенсация нарушенных болезненным процессом функций. Так, при сердечно-сосудистой патологии гимнастические упражнения активизируют экстрокардиальные факторы кровообращения, что в определенной мере компенсирует нарушенную функцию; при отсроченной компенсации — вызывают рабочую гипертрофию миокарда.

   Нормализация функции - чрезвычайно важный механизм действия физических упражнений, так как задачей  лечения является не только восстановление морфологической целостности поврежденного болезнью организма, но и восстановление его функций до пределов физиологической нормы. ЛФК путем постепенной тренировки нормализует функции ребенка, восстанавливает условно-рефлекторные связи, увеличивает резервные возможность той или иной функции.

Лечебное действие массажа.

      Массаж оказывает на организм ребенка как местное так и общее влияние. Местное влияние выражается в расширении капилляров кожи, ускорении циркуляции крови и лимфы, усилении функции потовых и сальных желез. В результате полученной функциональной гиперемии улучшаются обмен веществ и трофика кожи. Кожа становится упругой и эластичной, сопротивляемость ее механическим и термическим воздействиям повышается. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Положительно действует массаж и на суставы, а также на эластичность и подвижность связочного аппарата.

   Общее действие массажа заключается в том, что под его влиянием в коже образуются гистаминоподобные вещества, являющиеся продуктами распада белковой молекулы. Эти вещества, попадая в кровь, повышают работоспособность симпатоадреналовой системы. В результате функции органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы и других также повышаются.

 
   Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга  с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованному функционированию основных систем организма.
   Систематическое проведение массажа способствует улучшению функции рецепторов, проводящих путей, усилению рефлекторных связей коры головного мозга  с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способствует более согласованному функционированию основных систем организма. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и в мышцах возникают импульсы, которые, достигая по нервным путям коры головного мозга оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему (ЦНС), в результате чего улучшается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Противопоказания для назначения массажа и  ЛФК:

   -  острые лихорадочные заболевания;
   -  рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии;
   -  тяжелые формы гипотрофии (атрофии);
   -  выраженный токсикоз;
   -  гнойные и другие острые воспалительное заболевания подкожной жировой клетчатки,лимфатических узлов, мышц и костей;
   -  заболевания, сопровождающиеся ломкостью и болезненностью костей;
   -  гнойные и другие острые артриты;
   - врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом расстройством компенсации;
   -  различные формы геморрагического диатеза;
   -  острые нефриты;
   -  острые гепатиты;
   -  активная фаза туберкулеза;
   - опширные пупочные, бедренные, паховые и мошоночные грыжи со значительным выпадением органов брюшной полости или при выраженной наклонности к ущемлению.

Общие методические указания к применению массажа и ЛФК.

       Методика проведения ЛФК опирается  на принцип индивидуального подхода, но при этом существует и ряд общих требований.
  -  Продолжительность первых занятий - не более 6-8 минут. Постепенно время занятий увеличивается до 10-15 минут в 5-6 месячном возрасте.
  -  Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, помимо возраста ребенка, является его хорошая реакция на проводимые упраженения (ребенок спокоин, гулит, тело и конечности теплые, окраска кожи и слизистых оболочек розовая).
  - Признаком утомления при занятиях с ребенком являются: его недовольство или возбуждение, ухудшает    качества выполняемых упражнений, его вялость, значительное отвлечение от занятий. При появлении хотя бы одного из этих признаков необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.
  - Все упражнения, уже с первого комплекса, следует сопровождать ласковыми словами, перед началом занятий вызвать радостное настроение ребенка, положительную реакцию на занятия (в первые 3 месяца
комплекс оживления, гуление, улыбку, смех). Начиная  с 3—4 месяцев необходимо приучать ребенка к речевым указаниям, например: «возьми игрушку»; с 4-6 месяцев - упражнения начинать словами: «достань игрушку», «сядь», «встань»; с 8-9 месяцев – стараться вызвать своими словами более сложные движения. Такой эмоциональный речевой контакт создает у ребенка
хорошее настроение и служит одновременно поощрением ребенка, улучшает физиологический эффект от каждого движения. Таким образом, в процессе проведения процедур ЛФК используются педагогические возможности,  сочетание движения с воздействием на зрительный, слуховой анализаторы, развиваются речь и интеллект ребенка.

  - Техника всех приемов массажа на первом году жизни ребенка соответствует общим требованиям, предъявляемым к массажу, однако является более щадящей, как следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей первого года жизни.
  - При поглаживании массирующая рука легко скользит по коже ребенка, не смещая ее; применяется поверхностное поглаживание по ходу лимфотока.
  - Прием растирания выполняется преимущественно пальцами кисти массажиста-инструктора со смещением кожи ребенка относительно подкожных образований. НАПРАВЛЕНИЕ МАССАЖНЫХ движений спиралевидное, до растирания и после него проводится поглаживание.                      
  - Разминание проводится с учетом толщины кожно-мышечного валика и степени давления, используется в основном поперечное разминание.
  - Поколачивание осуществляется тыльной стороной
полусогнутых пальцев расслабленной кисти, степень воздействия регулируется постепенным увеличением числа массирующих пальцев   от 1 до 4.

       
            Кроме того необходимо: 

   • проводить ЛФК в хорошо проветренном кабинете при температуре воздуха 20-22°С; в теплое время года лучше проводить ЛФК при открытом окне;
   • положить не стол (высота 70 см, площадь 120х120 см) свернутое в четверо байковое одеяло; накрыть клеенкой и чистой пеленкой; полностью раздеть ребенка.
   • массажисту-инструктору ЛФК (маме) вымыть руки, снять кольца, часы,
   • проводить занятия за 30 минут до кормления ребенка или через 45-50 минут после него;
   • после окончания ЛФК завернуть ребенка в пеленку уложить на отдых на 20-ЗО минут.

    В течение первого года жизни при хорошем состоянии ребенка и его адекватной реакции на проводимые занятия вводятся 5 комплексов ЛФК. Их последовательное введение обусловлено нервно-психическими и физиологическими особенностями детей первого года жизни.


    Массаж можно начинать с 2-3-недельного возраста физические упражнения назначаются здоровому ребенку не ранее 1,5 месяца жизни. К этому времени еще имеет место незрелость стриатума и преобладание «паллидарности». Развитие стриарной системы начинается с изменения движений в краниальных мышечных группах и затем распространяется в нижележащие отделы тела, способствует исчезновению физиологического гипертонуса (флексорный гипертонус верхних и нижних конечностей исчезает с 3,5-4 месяцев жизни) и возникновению первых произвольных движений, сначала в верхних конечностях.
 

Advertisement
 
Top! Top!